О том, как мы
путешествовали по Северному Тянь-Шаню
и его окрестностям
в 1997
году.
(Правдивая история в 12 частях
с предисловием и послесловием,
прологом и эпилогом.)
"Восток - дело тонкое" (тов. Сухов)
ПРЕДИСЛОВИЕ. Для чего люди путешествуют? На этот банальный вопрос есть столь же банальный ответ: чтобы увидеть то, чего еще не видели. В каждом путешествии нас ждут приключения - большие или маленькие. В описываемой истории количество приключений и их "качество" значительно превосходят "среднестатистические показатели" за всю мою достаточно богатую туристическую жизнь.
ПРОЛОГ.
Теперь я понимаю, что все началось за год
до описываемых событий. Тогда мы тоже ходили на Северный Тянь. "Мы" - это автор
этой правдивой истории, его жена Юлька, их дети четырех и семи лет и еще три
семьи с детьми тех же возрастов. Мы прошли от Медео до Иссык-Куля через два
перевала, повалялись на пляже, окунулись в прохладные воды Горячего Озера… Ну а
дальше начались кошмары, связанные с отъездом. Не буду всего описывать, скажу
только, что именно тогда я решил, что впредь всегда буду:
1) Летать самолетом;
2) Любым способом заранее приобретать обратные билеты.
Вот
отсюда и потянулось все, что произошло с нами на следующий год…
ЧАСТЬ 1. Первые контакты.
Так получилось, что мы не нашли попутчиков для очередной
поездки в Азию, и должны были отправиться вчетвером.
Еще в мае я начал искать
контакты с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы в интересующий нас район.
Точнее, из района. Таковых оказалось две: казахские авиалинии и их киргизские
коллеги. С казахами связаться не удалось (уж не помню, по какой причине), а
представительство "Кыргызстан або жолдору" (что можно примерно перевести как
"Kyrghyzstan AirLines") в Москве живо откликнулось на мою просьбу, но попросили
позвонить попозже. В середине июня я перезвонил, представился, поинтересовался,
как мои дела. Ответ был примерно таков: "Да-да, я помню о Вас, перезвоните
завтра". На следующий день я получил все "адреса, явки, пароли и телефоны", мне
подробно объяснили, кого надо искать в аэропорту "Чолпон-Ата" (это на
Иссык-Куле), и что при этом говорить, были даны все телефоны (в том числе и
домашний) Большого Начальника в аэропорту города Ош (через Бишкек лететь не
рекомендовали - дороже) и прочее, и прочее, и прочее…
Я, мягко говоря, удивился, а потом порадовался, мол,
какой уровень сервиса!
ЧАСТЬ 2. Первые шаги по Казахской земле.
Наш рейс
прибывал в Алма-Ату достаточно поздно, поэтому мы не планировали сразу же ехать
в Чимбулак. Нам говорили, что в аэропорту всегда можно найти какую-нибудь
бабульку, которая предоставит комнату на ночь. Ан нет. Как только мы вышли из
дверей терминала на нас сразу же налетела толпа "таксистов", наперебой
предлагавших свои услуги. "Куда ехать?" - "До Чимбулака" - "Поехали!" - "Прямо
сейчас?" - "Да-да, поехали!" - "Сколько?" называется сумма эквивалентная 60
долларам, далее короткий торг, цена падает до 25 долларов, мы грузимся. Едем.
Минут через 10 наш шофер неожиданно начинает отговаривать нас ехать на Чимбулак
сейчас и предлагает доставить нас в недорогую гостиницу. Офигев от такого
предложения, я начинаю объяснять молодому человеку, что он не прав. Тогда
водитель предлагает нам попытаться найти другую машину. Я офигеваю еще больше и
предлагаю разворачиваться и ехать обратно в аэропорт. При этом еще приходится
сдерживать Юльку, которая все порывается сказать водиле все, что о нем думает, а
мне не хочется, чтобы это слушали сидящие рядом с ней дети. Водитель с надеждой
в голосе спрашивает, получит ли он что-нибудь, если отвезет нас обратно, на что
следует ответ, что экскурсию по ночной Алма-Ате мы не заказывали. Тогда водитель
мужественно говорит, что сам найдет для нас другую машину. Я соглашаюсь, но при
этом напоминаю, что такса в $25 остается неизменной, и если другой запросит
больше, то это не мои проблемы. В конце концов другая тачка находится, мы
перегружаемся, и наш первый водила уезжает, став счастливым обладателем 5
долларов. Новый водитель оказался редкостной душечкой: он сделал круг к
заправке, отдал нам под бензин свою канистру, всю дорогу развлекал нас
разговорами, легко договорился с каким-то постом на противоселевой плотине…
Радость закончилась перед Чимбулаком. Хорошая дорога с хорошим асфальтовым
покрытием оказалась непосильной для старенькой "Ауди". Ну не шла она в гору! Мы
выходили из машины, пытались толкать… На следующем подъеме все повторялось. В
какой-то момент стало ясно, что машина "дальше не пойдет, просьба освободить…"
Увы, пришлось разгружаться прямо на дороге. Еще не стих шум мотора, когда я
услышал от Юльки "Нет!" Это был ее ответ на мой вопрос: "А мы бензин выгрузили?"
…Красные огоньки скрылись с
противоположной стороны плотины…
ЧАСТЬ 3. При свете звезд.
Итак, что мы имели: один мужчина, одна женщина, двое
малолетних детей, 88 кг. выходного веса, ночная дорога, освещенная лишь светом
звезд, скальная стена слева, ущелье справа. Чего мы не имели: места, чтобы
поставить палатку, подходов к воде, бензина. Наши действия: взяли все, что могли
взять и медленно и печально двинулись по дороге наверх. На наше счастье метров
через 100 дорога делала очередной поворот серпантина, и сбоку, буквально в 2
метрах от дороги была небольшая ровная площадка. Поставили палатку, сделали по
глотку "Швепса", купленного пару часов назад в аэропорту и уснули сном
праведников. Утром увидел над палаткой указатель "Чимбулак -1,8 км" и двинулся
по стрелке в надежде достать бензина. Увы, надежды оказались напрасными.
Пришлось спускаться к Медео и ехать в Алма-Ату. Там без проблем заправился, поел
шашлыков ("А дома дети некормленые") и к середине дня был у палатки. Опытным
путем (хотя можно было и не экспериментировать, и так все ясно было) быстренько
установили, что с таким выходным весом мы можем лишь слабо перебирать лапками, а
двигаться, тем более вверх - вряд ли. Пришлось мне на следующий день челночить
на Большой Талгарский с 30 кг. Потом был спуск, потом втянулись…
ЧАСТЬ 4. Здесь я должен бы описать собственно поход, но делать этого не буду, по причине того, что он был достаточно обычным. По крайней мере, на фоне предшествующих и последующих событий. Лишь похвастаю, что в этот раз мы прошли четыре перевала, в том числе одну единичку-бэ. Несколько фотоснимков Северного Тянь-Шаня можно посмотреть здесь .
ЧАСТЬ 5. На гостеприимной земле Киргизии.
Отдохнув денек в Бозтери и вволю накупавшись в Иссык-Куле,
двинулись в аэропорт Чолпон-Аты за билетами. Нужного нам человека на месте не
оказалось, а кассирша нас уверила, что билетов нет, и никто нам помочь не
сможет. Стоим мы с Юлькой обескураженные, обсуждая наши дальнейшие действия,
произнося при этом неоднократно слова "Москва" и "Большой Начальник". Слушая
это, кассирша насторожила ушки. А когда услышала, что я собираюсь звонить
Большому Начальнику домой, сказала, что сейчас еще раз внимательно посмотрит… И
через несколько минут все четыре билета были у нас на руках!
ЧАСТЬ 6. В гостеприимном небе Киргизии.
Через
несколько дней мы снова были в Чолпон-Ате. Красавец Як-40 быстро поднял нас над
озером. Какая это была красота - горы по сторонам, зеленая вода внизу!
Минут
через 30 полета дверь в кабину экипажа открылась, оттуда вышел молодой человек и
быстро осмотрел салон. Кроме нас, в самолете была лишь одна пара с (скажем так)
неместной наружностью. Причем, это были люди, вид которых говорил, что они
действительно отдыхали, а не как мы, шлялись неизвестно где. Тем не менее,
молодой человек первым подошел ко мне (просто я сидел ближе) и наклонившись
спросил: "Вы из МАКа?" (Справка: МАК - Межгосударственный авиационный
комитет - организация координирующая работу авиационных администраций стран
СНГ). К МАКу я не имел никакого отношения (даже не сразу понял о чем речь -
услышал более близкую мне аббревиатуру - МАП - министерство авиапромышленности),
но в кармане лежало удостоверение ФАСа (Справка: ФАС - федеральная
авиационная служба России, ныне ГС ГА - Госслужба гражданской авиации, орган
контролирующий все, что связано с гражданской авиацией в России). Правда к
ФАСу тоже отношение я имел очень слабое, но ксива была. Поэтому я ответил: "Нет,
я из ФАСа" (забыв, что киргизам наш ФАС вообще пофигу). "А фамилия Ваша как?" Я
назвался. Молодой человек произнеся: "Минутку", - скрылся в кабине экипажа.
Через минуту он появился, снова подошел к нам и произнес: "Все нормально." "Что
- нормально?" - спросил я. "Да тут с земли запрос пришел о том, есть ли Вы на
борту…" Немая сцена.
ЧАСТЬ 7. На гостеприимной земле Киргизии.
(продолжение)
Итак, мы в Оше. Опускается трап
самолета, к трапу подана (машина? - не угадали) грузовая тележка для наших вещей
(остальные пассажиры тащат багаж на себе), Юлька с детьми направляется к
автомобилю, поджидающему у ворот, меня любезно просят зайти к Большому
Начальнику. В ходе беседы я объясняю ему, что мое скромное положение в ФАСе не
позволит мне устроить такой же роскошный прием, да и вообще, недостоин я такого
внимания… На что было отвечено, что это не играет никакого значения, что все
обещания будут выполнены, что сейчас нас отвезут в гостиницу, вечером будет ужин
с восточными яствами, утром привезут к самолету, билеты на рейс до Москвы для
нас зарезервированы, и если есть еще какие пожелания… "Да, есть, - набрался я
наглости, - Ошский базар".
ЧАСТЬ 8. "И Ошский базар взял нас в плен"
Итак,
оставив вещи в гостинице, гуляем по воспетому ВизборИосичем Ошскому базару.
Проводником - наш водитель, он же, похоже и охранник. Цены просто ошеломляют.
Потом уже, в Москве, когда рассказывали друзьям о наших приключениях, кто-то
задал вопрос: "Сколько стоит?". На что Юлька после секундного раздумья
(пересчитывая, видимо, в уме их сомы в наши рубли) ответила: "У нас денег такого
достоинства нет". Ну, действительно, за сумму, эквивалентную $1,5 (полутора
американским долларам) было куплено порядка 20 кг персиков и винограда.
Удивительно, что морковка стоит столько же, сколько и виноград. А как пробовать
предлагают: "Дэвушка, папробуй пэрсик сладкый!" - разламывают персик пополам,
половину дают "дэвушке" (Юльке), вторую - мне. Видя наши кислые физиономии:
"Что, нэ сладкий? На, этот пробуй" - дают второй персик нам и еще персик детям.
(После этого я два года на московских рынках ничего не пробовал - считал
оскорблением, когда дают пробовать атомарный срез какой-нибудь груши…) И при
таких ценах еще надо торговаться. Когда я без разговоров выложил за дыню
требуемую сумму, наш провожатый с уважением в голосе, но весьма твердо сказал,
что я поступаю неправильно, что теперь я буду лишь показывать, что надо купить,
а покупать будет он.
Как они торгуются! - это
песня!, сказка! По кинофильмам я предполагал, что это будет горячий спор с
ударянием шапками о землю, быстрая речь на незнакомом языке, бурная жестикуляция
и прочая восточная экзотика. Ни фига… Это была тихая неторопливая беседа, с
длинными паузами, раздумьем, короткими репликами и прочими атрибутами
дипломатического протокола. Продолжалось это, минут семь и закончилось тем, что
наш провожатый гордо сообщил нам, что он сэкономил… (ну, скажем, в нынешних
ценах - 20 коп. при полной стоимости дыни полтора рубля).
ЧАСТЬ 9. "Он тебя раскусил"
После базара, как и было запланировано, нас доставили в
чайхану. Виноград над головой, огромное блюдо с дымящейся дымдамой (ударение на
последнем слоге) на столе… Вот только Большого Начальника не было, - он сослался
на какие-то неотложные дела и не появился. "Он тебя раскусил, и решил, что нет
смысла терять на нас время", - это Юлькины слова. "Что значит "раскусил"? - я и
не пытался ничего скрывать и изображать из себя Хлестакова. Какая у нас была
изначально задача? Взять обратные билеты. Мы же в дополнению к этому еще
накормлены, получили ночлег и всякие прочие транспортные услуги".
ЧАСТЬ 10. Долгая дорога в аэропорт.
На следующее
утро стоим у дверей гостиницы в полной готовности и поджидаем обещанную нам
машину. Машины все нет, по времени получается, что регистрация уже началась, а у
нас даже еще билетов нет. Начинаем нервничать. До аэропорта совсем недалеко,
можно было бы и пешком дойти, но время уже упущено. Наконец, появляется молодой
человек в форме и предлагает пройти к машине, которая "тут неподалеку".
Несколько удивившись, почему нельзя подъехать к гостинице, тем не менее тащимся
со всем нашим барахлом в соседний двор. Когда мы наконец разместились в
автомобиле, стало понятно, почему мы пришли к машине, а не она подъехала к нам.
Наш шофер простодушно объяснил, что машину он водить не умеет, а за нами заехать
его "начальник попросил". Эта новость отнюдь не прибавила нам оптимизма. Да еще
и с машиной оказались проблемы: никак не втыкалась ни первая, ни вторая
передача, а трогаться с третьей не получалось.
Итак: до окончания регистрации 15 мин, билетов нет, мы
в неисправном автомобиле, за рулем которого человек машину водить не умеющий.
Впрочем, наш водитель был весьма спокоен, и нас всячески успокаивал. (Когда мы
все-таки поднялись на борт самолета, я понял причину его спокойствия: он летел
этим же рейсом в составе бригады бортпроводников!) В конце концов нам удалось
тронуться, и на первой передаче (впрочем, сын утверждает, что даже на вторую
переходили) крадучись добраться до аэропорта.
ЧАСТЬ 11. Перегруз.
Берем билеты, идем в зону регистрации. Здесь, видимо по
случаю московского рейса, сам Большой Начальник. Мы кидаем все наше барахло на
весы, прощаемся с Большим Начальником, забираем ручную кладь и идем в зону
досмотра. И тут выясняется, что ручную кладь взвешивать надо было здесь, мы
кладем ее снова на весы, опаньки! - у нас перегруз! Я пытаюсь объяснить ситуацию
служащему аэропорта, но он меня не понимает. То есть не делает вид, а
действительно не понимает, о чем я говорю. Ситуация совершенно дурацкая, т.к.
регистрация уже закончилась и Большой Начальник уже ушел, платить за
несуществующий перегруз совсем не хочется, тем более, сумма получается
немаленькая. Слышу справа голос: "Это вы вчера летели с Иссык-Куля?",
Поворачиваюсь и вижу командира того Як-40, на котором мы летели вчера. (Я так и
не понял, откуда он взялся, и что тут делал). "Мы", - отвечаю. Тогда пилот
обращается к неприступному служащему аэропорта: "Давай-давай, требуй у них
доплаты, с кого ты завтра ее требовать будешь?" Тот непоколебим. Вдруг к нам
стремительно подлетает какая-то дама и обращается по очереди ко мне и к
злополучному служащему: "Вы из МАКа? - Отдай им документы немедленно! - Не
беспокойтесь, все будет в порядке. - Да ты знаешь, что это за люди!! - Сейчас
все уладим, не волнуйтесь. - Я тебе в последний раз говорю, отдай документы и
пропусти!!!" Я ошарашено слушаю эту тираду, уже подтверждаю , что я из МАКа, но
пытаюсь объяснить, что перегруза-то нет, что нам просто не объяснили, где что
взвешивать надо… Дама, похоже, меня не слушает, так как из ее уст несется только
"Отдай документы!!!!!" и "Не беспокойтесь". Наконец неприступный служащий
отступает по таким натиском, и документы оказываются у нас на руках. Дама
провожает нас до трапа, не переставая успокаивать и извиняться.
ЧАСТЬ 12. Нас примет Родина в объятья…
В небольшом зале прилета так называемого "международного
сектора" аэропорта Домодедово скопились пассажиры с трех рейсов - полтыщи южан,
яблоку упасть негде, к таможне длиннющая очередь, грязь, духота, отечественные
таможенники, никогда не слышавшие слово "вежливость", - когда через два часа мы
выбрались из этого ада, я проклинал и ФАС с его директором, и МАК с его
председателем, и всех, кто дал этому бардаку статус "международного". Да,
заключительный мазок в картине наших приключений оказался весьма контрастным по
сравнению с Ошем.
ЭПИЛОГ.
Естественно,
меня мучил вопрос, каким образом я, фактически человек с улицы смог удостоиться
такого внимания. Ну не может же быть, что в представительстве Киргизских
авиалиний в России всем оказывают такие почести. На мои расспросы по телефону
глава представительства только отшучивался, и все разговоры сводились к одному:
"Все хорошо было? Ну и отлично!" Через пару недель я все-таки добрался до
представительства (надо же было отблагодарить людей!) и как говорится, прижал их
к стенке. Признание меня потрясло. Оно звучало примерно так: "Знаете, когда Вы
позвонили и представились было плохо слышно, и мне послышалось, что Вы из
МОРДОВСКИХ авиалиний (!!!!!!!). Ну я и попросил своего друга - Большого
Начальника в Оше помочь коллеге". Вот так, пожалуй впервые в моей жизни моя
фамилия так мне помогла… Правда, как я стал "сотрудником Межгосударственного
авиационного комитета" мне выяснить так и не удалось.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Юлька
очень скучает по Азии. Я тоже.
На стартовую страницу
Связаться с правдивым автором.