О том, как мы путешествовали по Северному Тянь-Шаню
и его окрестностям
в 1997 году.

(Правдивая история в 12 частях
с предисловием и послесловием,
прологом и эпилогом.)

 "Восток - дело тонкое" (тов. Сухов)

ПРЕДИСЛОВИЕ. Для чего люди путешествуют? На этот банальный вопрос есть столь же банальный ответ: чтобы увидеть то, чего еще не видели. В каждом путешествии нас ждут приключения - большие или маленькие. В описываемой истории количество приключений и их "качество" значительно превосходят "среднестатистические показатели" за всю мою достаточно богатую туристическую жизнь.

ПРОЛОГ.
Теперь я понимаю, что все началось за год до описываемых событий. Тогда мы тоже ходили на Северный Тянь. "Мы" - это автор этой правдивой истории, его жена Юлька, их дети четырех и семи лет и еще три семьи с детьми тех же возрастов. Мы прошли от Медео до Иссык-Куля через два перевала, повалялись на пляже, окунулись в прохладные воды Горячего Озера… Ну а дальше начались кошмары, связанные с отъездом. Не буду всего описывать, скажу только, что именно тогда я решил, что впредь всегда буду:
1) Летать самолетом;
2) Любым способом заранее приобретать обратные билеты.
Вот отсюда и потянулось все, что произошло с нами на следующий год…

ЧАСТЬ 1. Первые контакты.
Так получилось, что мы не нашли попутчиков для очередной поездки в Азию, и должны были отправиться вчетвером.
Еще в мае я начал искать контакты с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы в интересующий нас район. Точнее, из района. Таковых оказалось две: казахские авиалинии и их киргизские коллеги. С казахами связаться не удалось (уж не помню, по какой причине), а представительство "Кыргызстан або жолдору" (что можно примерно перевести как "Kyrghyzstan AirLines") в Москве живо откликнулось на мою просьбу, но попросили позвонить попозже. В середине июня я перезвонил, представился, поинтересовался, как мои дела. Ответ был примерно таков: "Да-да, я помню о Вас, перезвоните завтра". На следующий день я получил все "адреса, явки, пароли и телефоны", мне подробно объяснили, кого надо искать в аэропорту "Чолпон-Ата" (это на Иссык-Куле), и что при этом говорить, были даны все телефоны (в том числе и домашний) Большого Начальника в аэропорту города Ош (через Бишкек лететь не рекомендовали - дороже) и прочее, и прочее, и прочее…
Я, мягко говоря, удивился, а потом порадовался, мол, какой уровень сервиса!

ЧАСТЬ 2. Первые шаги по Казахской земле.
Наш рейс прибывал в Алма-Ату достаточно поздно, поэтому мы не планировали сразу же ехать в Чимбулак. Нам говорили, что в аэропорту всегда можно найти какую-нибудь бабульку, которая предоставит комнату на ночь. Ан нет. Как только мы вышли из дверей терминала на нас сразу же налетела толпа "таксистов", наперебой предлагавших свои услуги. "Куда ехать?" - "До Чимбулака" - "Поехали!" - "Прямо сейчас?" - "Да-да, поехали!" - "Сколько?" называется сумма эквивалентная 60 долларам, далее короткий торг, цена падает до 25 долларов, мы грузимся. Едем. Минут через 10 наш шофер неожиданно начинает отговаривать нас ехать на Чимбулак сейчас и предлагает доставить нас в недорогую гостиницу. Офигев от такого предложения, я начинаю объяснять молодому человеку, что он не прав. Тогда водитель предлагает нам попытаться найти другую машину. Я офигеваю еще больше и предлагаю разворачиваться и ехать обратно в аэропорт. При этом еще приходится сдерживать Юльку, которая все порывается сказать водиле все, что о нем думает, а мне не хочется, чтобы это слушали сидящие рядом с ней дети. Водитель с надеждой в голосе спрашивает, получит ли он что-нибудь, если отвезет нас обратно, на что следует ответ, что экскурсию по ночной Алма-Ате мы не заказывали. Тогда водитель мужественно говорит, что сам найдет для нас другую машину. Я соглашаюсь, но при этом напоминаю, что такса в $25 остается неизменной, и если другой запросит больше, то это не мои проблемы. В конце концов другая тачка находится, мы перегружаемся, и наш первый водила уезжает, став счастливым обладателем 5 долларов. Новый водитель оказался редкостной душечкой: он сделал круг к заправке, отдал нам под бензин свою канистру, всю дорогу развлекал нас разговорами, легко договорился с каким-то постом на противоселевой плотине… Радость закончилась перед Чимбулаком. Хорошая дорога с хорошим асфальтовым покрытием оказалась непосильной для старенькой "Ауди". Ну не шла она в гору! Мы выходили из машины, пытались толкать… На следующем подъеме все повторялось. В какой-то момент стало ясно, что машина "дальше не пойдет, просьба освободить…" Увы, пришлось разгружаться прямо на дороге. Еще не стих шум мотора, когда я услышал от Юльки "Нет!" Это был ее ответ на мой вопрос: "А мы бензин выгрузили?"
…Красные огоньки скрылись с противоположной стороны плотины…

ЧАСТЬ 3. При свете звезд.
Итак, что мы имели: один мужчина, одна женщина, двое малолетних детей, 88 кг. выходного веса, ночная дорога, освещенная лишь светом звезд, скальная стена слева, ущелье справа. Чего мы не имели: места, чтобы поставить палатку, подходов к воде, бензина. Наши действия: взяли все, что могли взять и медленно и печально двинулись по дороге наверх. На наше счастье метров через 100 дорога делала очередной поворот серпантина, и сбоку, буквально в 2 метрах от дороги была небольшая ровная площадка. Поставили палатку, сделали по глотку "Швепса", купленного пару часов назад в аэропорту и уснули сном праведников. Утром увидел над палаткой указатель "Чимбулак -1,8 км" и двинулся по стрелке в надежде достать бензина. Увы, надежды оказались напрасными. Пришлось спускаться к Медео и ехать в Алма-Ату. Там без проблем заправился, поел шашлыков ("А дома дети некормленые") и к середине дня был у палатки. Опытным путем (хотя можно было и не экспериментировать, и так все ясно было) быстренько установили, что с таким выходным весом мы можем лишь слабо перебирать лапками, а двигаться, тем более вверх - вряд ли. Пришлось мне на следующий день челночить на Большой Талгарский с 30 кг. Потом был спуск, потом втянулись…

ЧАСТЬ 4. Здесь я должен бы описать собственно поход, но делать этого не буду, по причине того, что он был достаточно обычным. По крайней мере, на фоне предшествующих и последующих событий. Лишь похвастаю, что в этот раз мы прошли четыре перевала, в том числе одну единичку-бэ. Несколько фотоснимков Северного Тянь-Шаня можно посмотреть здесь .

ЧАСТЬ 5. На гостеприимной земле Киргизии.
Отдохнув денек в Бозтери и вволю накупавшись в Иссык-Куле, двинулись в аэропорт Чолпон-Аты за билетами. Нужного нам человека на месте не оказалось, а кассирша нас уверила, что билетов нет, и никто нам помочь не сможет. Стоим мы с Юлькой обескураженные, обсуждая наши дальнейшие действия, произнося при этом неоднократно слова "Москва" и "Большой Начальник". Слушая это, кассирша насторожила ушки. А когда услышала, что я собираюсь звонить Большому Начальнику домой, сказала, что сейчас еще раз внимательно посмотрит… И через несколько минут все четыре билета были у нас на руках!

ЧАСТЬ 6. В гостеприимном небе Киргизии.
Через несколько дней мы снова были в Чолпон-Ате. Красавец Як-40 быстро поднял нас над озером. Какая это была красота - горы по сторонам, зеленая вода внизу!
Минут через 30 полета дверь в кабину экипажа открылась, оттуда вышел молодой человек и быстро осмотрел салон. Кроме нас, в самолете была лишь одна пара с (скажем так) неместной наружностью. Причем, это были люди, вид которых говорил, что они действительно отдыхали, а не как мы, шлялись неизвестно где. Тем не менее, молодой человек первым подошел ко мне (просто я сидел ближе) и наклонившись спросил: "Вы из МАКа?" (Справка: МАК - Межгосударственный авиационный комитет - организация координирующая работу авиационных администраций стран СНГ). К МАКу я не имел никакого отношения (даже не сразу понял о чем речь - услышал более близкую мне аббревиатуру - МАП - министерство авиапромышленности), но в кармане лежало удостоверение ФАСа (Справка: ФАС - федеральная авиационная служба России, ныне ГС ГА - Госслужба гражданской авиации, орган контролирующий все, что связано с гражданской авиацией в России). Правда к ФАСу тоже отношение я имел очень слабое, но ксива была. Поэтому я ответил: "Нет, я из ФАСа" (забыв, что киргизам наш ФАС вообще пофигу). "А фамилия Ваша как?" Я назвался. Молодой человек произнеся: "Минутку", - скрылся в кабине экипажа. Через минуту он появился, снова подошел к нам и произнес: "Все нормально." "Что - нормально?" - спросил я. "Да тут с земли запрос пришел о том, есть ли Вы на борту…" Немая сцена.

ЧАСТЬ 7. На гостеприимной земле Киргизии. (продолжение)
Итак, мы в Оше. Опускается трап самолета, к трапу подана (машина? - не угадали) грузовая тележка для наших вещей (остальные пассажиры тащат багаж на себе), Юлька с детьми направляется к автомобилю, поджидающему у ворот, меня любезно просят зайти к Большому Начальнику. В ходе беседы я объясняю ему, что мое скромное положение в ФАСе не позволит мне устроить такой же роскошный прием, да и вообще, недостоин я такого внимания… На что было отвечено, что это не играет никакого значения, что все обещания будут выполнены, что сейчас нас отвезут в гостиницу, вечером будет ужин с восточными яствами, утром привезут к самолету, билеты на рейс до Москвы для нас зарезервированы, и если есть еще какие пожелания… "Да, есть, - набрался я наглости, - Ошский базар".

ЧАСТЬ 8. "И Ошский базар взял нас в плен"
Итак, оставив вещи в гостинице, гуляем по воспетому ВизборИосичем Ошскому базару. Проводником - наш водитель, он же, похоже и охранник. Цены просто ошеломляют. Потом уже, в Москве, когда рассказывали друзьям о наших приключениях, кто-то задал вопрос: "Сколько стоит?". На что Юлька после секундного раздумья (пересчитывая, видимо, в уме их сомы в наши рубли) ответила: "У нас денег такого достоинства нет". Ну, действительно, за сумму, эквивалентную $1,5 (полутора американским долларам) было куплено порядка 20 кг персиков и винограда. Удивительно, что морковка стоит столько же, сколько и виноград. А как пробовать предлагают: "Дэвушка, папробуй пэрсик сладкый!" - разламывают персик пополам, половину дают "дэвушке" (Юльке), вторую - мне. Видя наши кислые физиономии: "Что, нэ сладкий? На, этот пробуй" - дают второй персик нам и еще персик детям. (После этого я два года на московских рынках ничего не пробовал - считал оскорблением, когда дают пробовать атомарный срез какой-нибудь груши…) И при таких ценах еще надо торговаться. Когда я без разговоров выложил за дыню требуемую сумму, наш провожатый с уважением в голосе, но весьма твердо сказал, что я поступаю неправильно, что теперь я буду лишь показывать, что надо купить, а покупать будет он.
Как они торгуются! - это песня!, сказка! По кинофильмам я предполагал, что это будет горячий спор с ударянием шапками о землю, быстрая речь на незнакомом языке, бурная жестикуляция и прочая восточная экзотика. Ни фига… Это была тихая неторопливая беседа, с длинными паузами, раздумьем, короткими репликами и прочими атрибутами дипломатического протокола. Продолжалось это, минут семь и закончилось тем, что наш провожатый гордо сообщил нам, что он сэкономил… (ну, скажем, в нынешних ценах - 20 коп. при полной стоимости дыни полтора рубля).

ЧАСТЬ 9. "Он тебя раскусил"
После базара, как и было запланировано, нас доставили в чайхану. Виноград над головой, огромное блюдо с дымящейся дымдамой (ударение на последнем слоге) на столе… Вот только Большого Начальника не было, - он сослался на какие-то неотложные дела и не появился. "Он тебя раскусил, и решил, что нет смысла терять на нас время", - это Юлькины слова. "Что значит "раскусил"? - я и не пытался ничего скрывать и изображать из себя Хлестакова. Какая у нас была изначально задача? Взять обратные билеты. Мы же в дополнению к этому еще накормлены, получили ночлег и всякие прочие транспортные услуги".

ЧАСТЬ 10. Долгая дорога в аэропорт.
На следующее утро стоим у дверей гостиницы в полной готовности и поджидаем обещанную нам машину. Машины все нет, по времени получается, что регистрация уже началась, а у нас даже еще билетов нет. Начинаем нервничать. До аэропорта совсем недалеко, можно было бы и пешком дойти, но время уже упущено. Наконец, появляется молодой человек в форме и предлагает пройти к машине, которая "тут неподалеку". Несколько удивившись, почему нельзя подъехать к гостинице, тем не менее тащимся со всем нашим барахлом в соседний двор. Когда мы наконец разместились в автомобиле, стало понятно, почему мы пришли к машине, а не она подъехала к нам. Наш шофер простодушно объяснил, что машину он водить не умеет, а за нами заехать его "начальник попросил". Эта новость отнюдь не прибавила нам оптимизма. Да еще и с машиной оказались проблемы: никак не втыкалась ни первая, ни вторая передача, а трогаться с третьей не получалось.
Итак: до окончания регистрации 15 мин, билетов нет, мы в неисправном автомобиле, за рулем которого человек машину водить не умеющий. Впрочем, наш водитель был весьма спокоен, и нас всячески успокаивал. (Когда мы все-таки поднялись на борт самолета, я понял причину его спокойствия: он летел этим же рейсом в составе бригады бортпроводников!) В конце концов нам удалось тронуться, и на первой передаче (впрочем, сын утверждает, что даже на вторую переходили) крадучись добраться до аэропорта.

ЧАСТЬ 11. Перегруз.
Берем билеты, идем в зону регистрации. Здесь, видимо по случаю московского рейса, сам Большой Начальник. Мы кидаем все наше барахло на весы, прощаемся с Большим Начальником, забираем ручную кладь и идем в зону досмотра. И тут выясняется, что ручную кладь взвешивать надо было здесь, мы кладем ее снова на весы, опаньки! - у нас перегруз! Я пытаюсь объяснить ситуацию служащему аэропорта, но он меня не понимает. То есть не делает вид, а действительно не понимает, о чем я говорю. Ситуация совершенно дурацкая, т.к. регистрация уже закончилась и Большой Начальник уже ушел, платить за несуществующий перегруз совсем не хочется, тем более, сумма получается немаленькая. Слышу справа голос: "Это вы вчера летели с Иссык-Куля?", Поворачиваюсь и вижу командира того Як-40, на котором мы летели вчера. (Я так и не понял, откуда он взялся, и что тут делал). "Мы", - отвечаю. Тогда пилот обращается к неприступному служащему аэропорта: "Давай-давай, требуй у них доплаты, с кого ты завтра ее требовать будешь?" Тот непоколебим. Вдруг к нам стремительно подлетает какая-то дама и обращается по очереди ко мне и к злополучному служащему: "Вы из МАКа? - Отдай им документы немедленно! - Не беспокойтесь, все будет в порядке. - Да ты знаешь, что это за люди!! - Сейчас все уладим, не волнуйтесь. - Я тебе в последний раз говорю, отдай документы и пропусти!!!" Я ошарашено слушаю эту тираду, уже подтверждаю , что я из МАКа, но пытаюсь объяснить, что перегруза-то нет, что нам просто не объяснили, где что взвешивать надо… Дама, похоже, меня не слушает, так как из ее уст несется только "Отдай документы!!!!!" и "Не беспокойтесь". Наконец неприступный служащий отступает по таким натиском, и документы оказываются у нас на руках. Дама провожает нас до трапа, не переставая успокаивать и извиняться.

ЧАСТЬ 12. Нас примет Родина в объятья…
В небольшом зале прилета так называемого "международного сектора" аэропорта Домодедово скопились пассажиры с трех рейсов - полтыщи южан, яблоку упасть негде, к таможне длиннющая очередь, грязь, духота, отечественные таможенники, никогда не слышавшие слово "вежливость", - когда через два часа мы выбрались из этого ада, я проклинал и ФАС с его директором, и МАК с его председателем, и всех, кто дал этому бардаку статус "международного". Да, заключительный мазок в картине наших приключений оказался весьма контрастным по сравнению с Ошем.

ЭПИЛОГ.
Естественно, меня мучил вопрос, каким образом я, фактически человек с улицы смог удостоиться такого внимания. Ну не может же быть, что в представительстве Киргизских авиалиний в России всем оказывают такие почести. На мои расспросы по телефону глава представительства только отшучивался, и все разговоры сводились к одному: "Все хорошо было? Ну и отлично!" Через пару недель я все-таки добрался до представительства (надо же было отблагодарить людей!) и как говорится, прижал их к стенке. Признание меня потрясло. Оно звучало примерно так: "Знаете, когда Вы позвонили и представились было плохо слышно, и мне послышалось, что Вы из МОРДОВСКИХ авиалиний (!!!!!!!). Ну я и попросил своего друга - Большого Начальника в Оше помочь коллеге". Вот так, пожалуй впервые в моей жизни моя фамилия так мне помогла… Правда, как я стал "сотрудником Межгосударственного авиационного комитета" мне выяснить так и не удалось.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Юлька очень скучает по Азии. Я тоже.




На стартовую страницу

Связаться с правдивым автором.



Hosted by uCoz