О Т Ч Е Т

О ГОРНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ,

совершенном группой туристов Московского авиационного института с 25 июля по 11 августа 1988 года на Центральном Кавказе

 

 

 

 

Маршрутная книжка 25/3-404

Руководитель группы Мордасов Б.В.

 

АННОТАЦИЯ

Отчет знакомит с горным, походом четвертой категории сложности, проведенным по Центральному Кавказу группой туристов Московского авиационного института в июле-августе 1988 года.

В отчете приведены справочные данные о путешествии, календарный и высотный графики движения, техническое описание, рекомендации и выводы по походу. В счете также имеется схема района с нанесенной ниткой маршрута и альбом фотографий.

Маршрут проходил в районе Суганского и Главного Кавказского хребтов и прилегающих к ним ледников: Белаг, Айхва, Галдор, Мосота, Цухбун, Зопхито, Зап.Чиорский, Цихварга, Бурджула, Караугомекое плато, Бубис.

Отчет может быть использован для планирования новых походов в данном районе.

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Нитка маршрута: г.Орджоникидзе - пос.Ахсау - п.Центр. Белаг (1Б, 3600) - п.Вост.Галдор (2А,3700) - р.Харес - пер . Цухбун (2Б, 3500) - п.МИЭТ (1A, 3200) - р.Киртыш - пос.Гона - р.Бурджула - п.Гурдзивцек (1Б, 3345, рад) - п.Южн.Чиорский--Ноцарули (Флеровой) (1Б, 3800) - выход на седловину п.Олимпийский с юга (2А, п/п) + в.Цихварга (4146) - ледн.Бурджула - п.Нацанцари+ЛГУ+Бокос (2А, 4000) - Караугомское плато -п.Караутом-Шови Центр. (2Б, 3880) - пос.Шови

Протяженность маршрута - 160 км

Продолжительность маршрута - 18 дней

из них: ходовых - 15 дней

дневок - 3

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

День

пути

Дата

Участок пути

Время прохожд.уч-ка (час,мин)

Протяжен-ноеть

(км)

1

25.08.88

Пос.Ахсау - правый берег р.Белягидон

30 мин

2

2

26.08.88

Р.Белягидон - "Семь братьев"

8 ч 10 мин

19

3

27.08.88

п.Ц.Белаг - ледник Галдор

4 ч 40 мин

5

4

28.08.88

л.Галдор - п.Вост.Галдор - р.Харес

6 ч

9

5

29.08.88

р.Харее - ледн.Мосота - ледн.Цухбун

5 ч 40 мин

14

6

30.08.88

п.Цухбун

9 ч

7

7

31.07.88

Ледн.Зопхито - п.МИЭТ - р.Киртыш

3 ч 3О мин

15

8

1.08.88

Подъем под ледник Киртыш

2 ч 20 мин

9

9

2.08.88

Дневка

-

-

10

3.08.88

Дневка

-

-

11

4.08.88

р.Киртыш - пос.Гона -р.Бурджула

8 ч 20 мин

26

12

5.08.88 -

п.Гурдзивцек ледн.Фастаг - п.Гурдзивцек- южн.цирк п.Гурдзивцек

6 ч

11+(4)

13

6.08.88

п.Ноцарули п.Южн.Чиорский - п.Ноцарули - п.Олимпийский -верш. Цихварга -

7 ч

8+(2)

14

7.08.88

п.Ноцарули - ледн.Бокос - седловина п.Нацанцари

30 мин

6+(6)

15

8.08.88

п.ЛГУ - п.Бокос - Ка-раугомское плато - седловина п.Центр.Караугом-Шови

4 ч 10 мин

13

16

9.08.88

Дневка

-

-

17

10.08.88

Спуск по ледн.Бубис

5 ч 30 мин

8

18

11.08.88

р.Бубис - пос.Шови

2 ч 40 мин

8

                                                                 ВСЕГО: 83 час 20 мин. 160+(12) км

 

МАРШРУТ ПОХОДА

Район Дигории хорошо освоен туристами МАИ, однако никто из участников настоящего похода не был на Караугом-ском плато и в районе Цея, а район южнее вершины Цихварга вообще мало посещается туристами. Поэтому для похода был выбран следующий основной вариант маршрута: пос.Ахсау - п.Ц.Белаг (1Б)> п. Вост.Галдор (2А) - п. Цухбун (2Б) -п. МИЭТ (IA) - лед.Киртыш - п. НПИ + траверс южных склонов верш, Цихварга со спуском на п.Ноцарули (2А, п/п) - п.южн. Чиорский (1Б) - ледн.Бурджула - Нацанцари + ЛГУ + Бокос (2А) - Караугомское плато - п.Караугом-Цей (2Б) - п.Хицан (1Б) -п.Ронкетти (2Б) - п.Верхн.Мамисонский (1Б) - пос.Шови. В качестве запасного предусматривался вариант сквозного прохождения перевала НПИ (2Б) (в случае невозможности траверса Цихварги из-за повышенной лавинной опасности), а также спуск с Караугомского плато через перевал Цент.Караугом-Шови (в случае значительного отставания от графика). Кроме того, были предусмотрены различные аварийные варианты” Таким образом, маршрут охватывал значительную часть Дигории, а также Грузии. Кроме того, к достоинствам заявленной нитки маршрута необходимо отнести то, что основная (в техническом плане) её часть должна была быть пройдена без значительных потерь высоты. Однако, два дня отсидки в непогоду внесли коррективы. Группа была вынуждена отступить из-под ледника Киртыш и пройти отроги Цихварги значительно южнее. Но группа решила всё-таки сделать первопрохождение с риском отказаться от перевалов Караугом-Цей и Ронкетти. Так и получилось. Положение усугубила непогода на Караугомском плато, и группа спустилась с плато запасным вариантом - перевалом Центр.Караугом-Шови. Таким образом, был пройден следующий маршрут: пос.Ахсау - п. Ц.Белаг (1А) - п. Вост.Голдор (2А) - п. Цухбун (2В) - п.МИЭТ (IA) - пос.Гона - р.Бурджула - п.Гурддивцек (в обе стороны) - п.Южн.Чиорский + Ноцарули (1Б) - выход на седловину п.Олимпийский с юга (п/п) + верш,Цихварга (2А) - лед. Бурджула - п.Нацанцари + ЛГУ + Бокос (2А) - Караугомское плато - п.Караугом-Шови Центр. - пос.Шови.  

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

(Замечания: 1.Понятия "левый", "правый" даны в орографическом смысле, кроме особо указанных случаев. 2.Время указано ходовое, т.е. без учета привалов)

25.07.88. Автобус доставил нас к поселку Ахсау, стоящему у впадения р.Белягидон в р.Урух. Поднимаемся по долине р.Белягидон и через 30 мин. встаем лагерем на правом берегу реки.

26.07.88. Продолжаем движение по долине Белягидона. Дорога по мостам переходит то на один, то на другой берег. Долина очень живописная, поросшая лесом (фото 1) После верхнего

ФОТО 1   

моста дорога все время идет левым берегом. Выше коша (4 часа от Ахсау) дорога превращается в тропу, которая еще через 1час 20 мин выводит к подножию "бараньих лбов" (фото 2). Подъем по левому борту

ФОТО 2

долины в обход "лбов" идет по тропе, которая вскоре пропадает среди камней. От подножия "бараньих лбов" до их верхней части 1 час 10мин. Дальше путь лежит среди моренных валов с относительно небольшим набором высоты и через 1 час мин от верхней части "лбов" приводит к "Семи братьям" - ночевкам у семи огромных камней. Здесь развилка путей: на северную ветвь ледника Белаг сворачивают те, кто идет на перевалы Трех Гномов, и Сев.Белаг, а с ледника Южный Белаг ведут пути на перевалы Южный Белаг, Айхва, Кедрина, Центральный Белаг.

27.07.88. Перевал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЕЛАГ (1Б.3600)   Движемся по пологому, без трещин леднику Южный Белаг, огибая не то моренные валы, не то осыпные отроги (фото 3).

ФОТО 3

Перевал Ц.Белаг расположен в Белагском отроге Суганского хребта, соединяет ледники Белаг (р. Белягидон) и Айхва (р.Хазны). С ледника Белаг перевал до последнего момента не виден, его седловина с востока выражена неярко, к тому же, её можно спутать с седловиной в отроге, разделяющем южную и северную ветви ледника Белаг. Подъем на перевал с востока прост и занимает от "Семи братьев" два часа. Широкий и пологий кулуар восточного склона выводит нас к туру. Тур пуст. Спускаться от этого места не рекомендуется (2-3 веревки "чистого" дюльфера), а следует пройти около 20 метров севернее, к началу кулуара. В июле 88 г. кулуар до самого верха заснежен (в августе-сентябре и после малоснежной зимы в верхней части кулуара обнажаются скалы). Пока солнце не осветило склон, движение в кошках по фирну не

ФОТО 5

представляет больших проблем. Однако ввиду приличной крутизны склона (в верней части до 40°) повесили 2 веревки и спустились спортивным способом (последний - с нижней страховкой) Необходимо учесть, что примерно после 10 часов западный склон перевала становится камнеопасным. Впрочем, места падения камней легко прослеживаются по отметинам на снегу, что позволяет двигаться весе время в "мертвой зоне". Спуск на ледник Айхва занял 1 час 10 мин (с учетом навешивания перил) , перепад высот порядка 300м. В нижней части кулуара - бергшрунд со множеством мостов (фото 5). Ледник Айхва в этом месте

спокойный, трещины появляются только в нижней его части (фото 7), это место можно обойти как справа, так и слева. Через 1,5 часа пути после выхода на пологую часть ледника Айхва мы встали на правобережной морене ледника Галдор.

28.07.88. Перевал ВОСТОЧНЫЙ ГАЛДОР (2А. 3700). Перевал расположен между пиком Боткина и пиком

ФОТО 6

Уруймаговой, соединяет долины Хазны и Хареса. С правобережной морены хорошо просматривается весь путь подъема на перевал (фото 6). Вначале продолжаем движение по морене. Через 20 мин выходим на фирновый склон (15°, кошки) и движемся в направлении центральной морены, до верхней части которой доходим за 1 час. Отсюда

ФОТО 7

движемся так, что нижний участок открытых трещин остается справа. Поднявшись за 30 мин выше трещин, связываемся и поворачиваем к контрфорсу пика Боткина. Здеесь снежно-ледовый склон 30-35°, в средней части перерезанный бергшрундом, который легко проходится, Через 50 мин оказываемся над верхней ступенью ледопада. Отсюда - едва заметный спуск в мульду, а затем подъём к перевалу (фото 8), Подъем вначале пологий(15°), но выше бергшрунда крутизна возрастает до

ФОТО 8

40°. От мульды до седловины - 40 мин. Седловина узкий скальный гребешок. С неё открывается прекрасная панорама Главного хребта, но нас интересуют, в основном, район Цихварги с перевалом НПИ (фото 9) и перевал Цухбун, Тур справа на скалах. Сняли записку группы туристов из Минска. Спуск вначале по мелкой и средней осыпи (20-25°). Через 50 мин выходим на травянистые площадки. Здесь можно перевалить через седловинку и попасть в соседнюю долину, ведущую на перевал Западный Галдор. Мы же продолжаем спуск по правому берегу ручья, где согласно [1] должна

ФОТО 9

быть тропа. Однако, тропа отсутствует, к тому же становится ясно, что движение по левому берегу проще, хотя тропы нет и там. Через 1 час 50 мин движения по травянистым склонам различной крутизны спускаемся в долину р. Харес.

29.07.88. На сегодняшний день запланирована днёвка, однако, продукты из заброски мы разобрали еще вчера и сегодня, ни у кого нет желания понапрасну тратить время. Решаем сократить дневку наполовину. Движемся по тропам левого берега р.Харес Река течет спокойно, и переправа вброд здесь, на траверзе поляны Нахашбита, видимо, не представляет труда. Но мы надеемся найти "каменный мост", описанный в [1] и множестве отчетов. Орс-дон переходим по мосту у летовок пастухов. Через 2,5 часа хода oт слияния Галдоридона с Харесом подходим к месту впадения в Харес (точнее, в р.Мосота) ручья, текущего с ледника Цухбун. Здесь и должен быть "каменный мост. Однако моста нет - ни каменного” ни иного (видимо, смыло), а переправа вброд совершенно нереальна, т.к. река. здесь течет в небольшом, но каньоне. В конце-концов принимаем решение перейти на правый берег по леднику Мосота. Ледник производит впечатление: внизу огромный грот, а сверху мощнейший моренный чехол. на котором местами растет трава и даже кое-где карликовые березы. Весь обход занял 2,5 часа.

Перевал ЦУХБУН (2Б, 3500). Перевал расположен в обширном понижении ГКХ между вершинами Лабода и Гезе-тау. Кроме перевала Цухбун здесь ходят также перевалы Мосота (наиболее часто) и Игнатенко. Все перевали ведут из долины Хареса в долину р.Зопхитури. Перевал Цухбун - самый восточный, расположен у самой Лабоды. К леднику Цухбун поднимаемся травянисто-осыпным склоном левого берега ручья. Через 40 мии от р.Мосота”, поднявшись к леднику, переходим на правый берег ручья и в весьма приличном месте выравниваем площадки и ставим палатки.

30.07.88. Идем в кошках левым бортом ледянка Слева по ходу остаются две или три (не разглядели) зоны открытых трещин. Справа - нунатак, с которого возможны ледовые обвалы. Через 2 часа после выхода на лед подходим к зоне трещин между Дабодой и нунатаком (со склонов Лабоды -камни!)(фото 11). Крутизна

ФОТО 11

склона здесь 20-250. Дорогу преграждает, ледовый paзлом во всю ширину ледника (фото 12,13). разлом преодолеваем с попеременной страховкой по снежным мостам. Далее ледник

ФОТО 12

 

ФОТО 13

несколько выполаживается, однако под самой седловиной крутизна возрастает до 45°. Последние3-4 метра - разрушенные скалы, выход на которые преграждает 1-1,5-метровый рантклюфт. Рантклюфт преодолеваем по снежной пробке с попеременной страховкой (фото 14), Путь от выхода, на лед занял 5 часов. Седловина скальная. Тур справа, сняли записку группы из Ленинграда. Спуск сначала идет по разрушенным скалам с двумя участками 3-4-метровых отвесов. Спускаемся на тормозных устройствах (одна веревка) на пруссике* Веревку сдергиваем, оставляя на скальном выступе петлю из репшнура. Далее движение по крутому (до 40°)

ФОТО 14

кулуару сначала по осыпи, затем по снегу. Общая протяженность 350-450 метров. Через 2 часа после начала спуска с седловины выходим на ледовую полку над "бараньими лбами". Дальнейший путь вниз здесь не просматривается , поэтому решаем не рисковать (дело близится к вечеру), а траверсировать склон в западном направлении и спускаться из-под перевала Мосота. Траверс с поиском спуска на ледник Зопхито занял 2 часа. В конце-концов заночевали у самого ледопада ледника. Зопхито.

31.07.88. Спускаемся сначала по разрушенным скалах, затем по льду кулуара, левый борт которого образован западной оконечностью пояса "бараньих лбов", а правый - северным бортом ледопада Зопхито. Спуск не столько сложен, сколько неприятен постоянным поиском оптимального пути. Перед выходом на ледник Зопхито желательно навесить перила, т.к. необходимо перепрыгнуть через полутораметровый рантклюфт. Весь спуск по кулуару до пологой части ледника занял 40 мин. По леднику движемся в направлении правобережной морены, затем по конечной морене переходим на левый берег р. Зопхитури м подходим под начало подъема на перевал МИЭТ. Путь сюда из-под ледопада занял 1 час 40 мин.

Перевал МИЭТ (1A. 3200) Расположен в южном отроге вершины Цители, ведет из долины р.Зопхитури в долину р.Домба. Тропы на перевал нам отыскать не удалось, и поэтому подъем оказался совершенно безобразным из-за высокой травы, густых рододендронов и жаркого солнца. Лишь через 2,5 часа подъема склон стал несколько положе” рододендроны исчезли” а траву не надо было разводить руками. Еще минут 20 идем по некрутой осыпи, затем попадаем на пологий (15-20°) снежник, который за 1 час выводит нас на седловину перевала. Сняли записку туристов из Риги. Спуск сначала по осыпи (50м), затем по снегу. Долина ручья на большом протяжении забита снегом, спуск глиссированием доставляет истинное удовольствие и жалеть приходится об отсутствии лыж. Однако, увлекаться не следует: примерно через 50 мин такого (быстрого) спуска, на траверзе ледопада ледника Цители, крутизна долины начинает повышаться, ручей входит в каньон. Здесь надо выйти на правый берег. Хорошо видная в траве тропа петляет среди "бараньих лбов", спускаясь see ниже , пока не приводит к узкой (до 40 см) щели между двумя скальными выходами. Здесь движение с рюкзаками совершенно невозможно. Поэтому рюкзаки здесь транспортируются на веревке, а группа на протяжении 2,5 метров демонстрирует умение лазать в распоре. После щели тропа правым берегом ведет к слиянию рек Домба и Киртыш, где на левый берег р.Чашури к фермам перекинут мост. От щели до ферм - 1,5 часа.

1.08.88. С утра обсыхаем после вчерашнего ливня. Затем около двух часов ищем возможность переправиться на правый берег р.Киртыш. В конце концов по "мосту" из сваленных рекой деревьев с перильной страховкой, замочив ноги выше колен, переходим на правый берег. (Позже выясняется, что надо было перейти по мосту на правый берег Чашури, а затем - через Домбу вброд). Здесь наверх идет вполне

ФОТО 15

приличная дорога (фото 15) мимо разрушенного поселка геологов начала века (видели останки трактора с клеймом "1916"). Выше ведется прокладка новой дороги (возможны взрывные работы!). Через 50 мин от слияния рек дорога кончается и идем по тропе, которая еще через 1,5 часа приводит на приличные площадки под языком ледника Киртыш. Вызвала удивление отметка высоты на карте - 2217м - на наш взгляд здесь несколько повыше. Верховья р.Киртыш исследуются на предмет добычи полезных ископаемых, поэтому сюда и тянут дорогу. Впрочем, по некоторым признакам (например, ржавый трансформатор киловатт на 50) это не первая попытка цивилизовать это место.

2.08.88. С утра сюрприз - дождь и непроглядная облачность на леднике. Обсуждаем варианты.

3.08.88. Дождь и непроглядная облачность. Обсуждаем варианты. С Геби-вцек спустилась группа эстонцев, говорят, что от поляны Таймази шли три дня по три часа в день. В такой ситуации мы не можем идти наверх: невозможен ни траверс гребня ГКХ, ни прохождение запасным вариантом - сквозное прохождение перовая а НПИ, т.к. группа имеет указание МКК проходить перевалы 2Б к.сл. при видимости не менее 500 метров.

4.08.88. Погода без изменений. Мы вынуждены идти вниз, т.к. может не хватить продуктов до заброски. Известным путем за 1 час 20 мин спускаемся к слиянию рек. Переправляемся вброд на правый берег Домбы, затем по мосту на левый берег Чашури и движемся вниз. Примерно в часе ходьбы от моста - поселок Гот. Магазина нет, почты нет, электричества нет. Зато есть тракторная дорога на перевал, ведущий к известной ферме и минеральному источнику в долине р.Бурджула. Подъем на перевал занимает около 5 часов, спуск к ферме - чуть больше часа.

5.08.88. Правым берегом р.Бурджула движемся вверх, крутизна склона постепенно увеличивается. Тропа идет по траве, камням и скалам и а конце концов через 3,5 часа от фермы приводит к площадкам в южном цирке перевала Гурдзи-вцек. Тут выясняется, что группа, делавшая нам заброску, не совеем верно поняла свою задачу и оставила заброску на северной стороне ГКХ, т.е. нам предстоит прохождение перевала Гурдзи-вцек, причем дважды.

Перевал ГУРДЗИ-ВЦЕК (1Б, 3345). Наиболее простой и поэтому самый посещаемый перевал в этом районе, соединяющий Грузию и Россию. Перевал описан многократно, поэтому здесь отметим лишь то, что в августе 1988 года перевал не представлял никакой технической сложности. Подъем от площадок до седловины занял около 50 мин, спуск до морены ледника Фастаг - 20 мин. Обратный путь занял чуть больше времени. Вечером принимаем решение все-таки посмотреть южные отроги Цихварги и варианты выхода на гребень ГКХ с юга.

6.08.88. Перевалы ЮЖНЫЙ ЧИОРСКИЙ+НОЦАРУЛИ (1Б. 3800). От площадок в южном цирке перевала Гурдзи-вцек движемся в западном направлении. Подъем по снегу и осыпи простой, крутизна не более 20°, следует лишь опасаться возможного падения камней из цирка перевала Гурдзи Западный. Через 1 час 20 мин выходим к мульде под взлетом перевала Ю.Чиорский. Слева (с юга) на скальном гребне выложены площадки. Наш же путь лежит севернее, в направлении перевала Сев.Чиорский, в обход скального пояса восточного склона п.Ю.Чиорский. От мульды до седловины - 50 мин. С седловины на восток открывается

ФОТО 17

прекрасный вид на Бурджулу и все окрестные перевалы (фото 17). В туре записка с двумя словами: "Перевал Чиорский". Эту записку оставили тем, кто в этом сомневается, а сами двинулись вниз по некрутому (20-25°) снежно-ледовому склону на ледник Зап.Чиорский. Стараемся держаться ближе к гребню Главного хребта, чтобы, во-первых, обойти зону трещин на леднике, и во-вторых, чтобы не терять напрасно высоту. Через 25 мин после начала спуска с п.Ю.Чиорский мы оказываемся под взлетом п.Ноцарули. Подъем на перевал - простой снежный склон крутизной 20-25°, протяженностью 200-250 м. Через 25 мин после начала подъема мы на седловине, которая представляет собой небольшое снежное плато. Здесь ставим лагерь (фото 19).

Выход на седловину перевала ОЛИМПИЙСКИЙ с юга (2А, п/п)+вершина ЦИХВАРГА (4146). Для того, чтобы лучше осмотреться, необходимо подняться чуть повыше, на верхнюю ступень плато, расположенную ближе к гребню ГКХ. Отсюда хорошо виден перевал НПИ, восточная вершина Цихварги и два возможных выхода на гребень ГКХ: "наш" - восточный вариант подъема по кулуару и другой - западный вариант - по

ФОТО 18

скально-ледовому контрфорсу. Второй вариант кажется более предпочтительным, т.к. он положе и расположен ближе к перевалу НПИ (фото 18). Однако решаем оставить экспромты на следующий раз и подниматься заявленным вариантом. К началу кулуара попадаем за 30 мин

ФОТО 19

по пологому спокойному леднику. Выше бергшрунда, который легко преодолевается по многочисленным мостам, крутизна возрастает до 30-35°. Метрах в 30-40 выше бергшрунда ещё одна трещина, которая сейчас едва просматривается. Перепад высот от бергшрунда до седловины - около 200 метров. Склон постепенно увеличивает свою крутизну к перед самой седловиной переходит в двухметровой снежную стенку, образованную надувом. От бергшрунда до седловины поднялись

ФОТО 20

(фото 20) за 50 мин. седловина - обширное снежное плато (фото 20А). На седловине встретили группу из Коврово, сообщившую, что они идут с Бартуйского плато и проходят перевал Олимпийский. Если пройти немного на сверо-восток, т.е. в направлении традиционного спуска с Олимпийского на ледник Фастаг, то открывается

ФОТО 20А

замечательная панорама, которую сейчас портит лишь облачность над Грузией (фото 22). Наш путь к перевалу НПИ лежит на запад. Поднимаемся в направлении вершины Цихварги (фото 21). Не дойдя примерно 100 метров до вершины необходимо прекратить набор высоты и двигаться траверсом к п.НПИ. Отсюда до седловины

ФОТО 21

НПИ примерно 300 метров по горизонтали и около 80 метров по высоте (вниз). Т.к. этот путь нам предстояло пройти дважды, а погода не вызывала большого оптимизма, решаем выйти к ближайшей обзорной точке, которой оказывается восточная вершина Цихварги. Крутизна здесь 30-35°, перепад высот порядка 60 метров. Связываемся и с одновременной страховкой за 10 мин

ФОТО 22

поднимаемся на вершину. Делаем снимки (фото 23) и более не задерживаясь спускаемся по пути подъема. При спуске с седловины Олимпийского вначале вешаем перила (одна веревка), т.к. снег совсем раскис и ноги едут даже в кошках. Далее движемся с попеременной страховкой. Кроме того, во второй половине дня кулуар становятся камнеопасным. Впрочем, к

ФОТО 23

амни идут с левого борта кулуара, попадают в желоб, имеющийся в центре, и далее летят по желобу. Поэтому правая (западная) сторона менее опасна, но тем не менее, и здесь надо быть внимательным. Весь путь от вершины до лагеря занял 2 часа.

7.08.88. От седловины перевала Ноцарули за 2 часа знакомым путем доходим до площадок под перевалом Гурдзи-вцек. Забираем оставленные здесь продукты и движемся в направлении ледника Бурджула.

Перевалы НАЦАНЦАРИ-ЛГУ-БОКОС (2А. 4000). Связка этих перевалов представляет собой наиболее простой выход на Караугомское плато из долины р.Бурджула. Через 30 мин движения по травянисто-осыпным склонам и морене попадаем на лед. За 15 минут пересекаем ровный открытый ледник до самой западной срединной морены (есть площадки для палаток). Отсюда, начинается протяженный пологий подъем к понижению в гребне, разделяющим ледники Бурджула и Вост.Бурджула (фото 17).От срединной морены до этого гребня идти 45 мин. Здесь зона трещин - открытых и закрытых (связки). После спуска на ледник Вост.Бурджула надо быть внимательным (особенно при плохой видимости) и не уклоняться сильно вправо (к югу), чтобы не выйти на ледопад. Выше ледопада движение по леднику не представляет проблем: нет ни трещин, ни большого набора высоты. Перед нами четыре седловины перевалов Нацанцари. Все четыре седловины равноценны, мы выбираем самую низкую - южную. На нее выходим через 1 час после спуска на ледник Вост.Бурджула. Перевального взлета нет. Седловина -скальный

ФОТО 24

гребешок, на котором есть площадки для трех палаток. На запада, если бы была видимость, можно было бы просмотреть весь пройденный нами вчера маршрут (фото 24).

8.08.88. Спуск с перевала Нацанцари - по осыпи, лежащей на разрушенных скалах (25°, 100-120 м, камнеопасно!). Выходим на ледник Нацанцари выше ледопада (20 мин от седловины). Отсюда по пологому, без трещин леднику движемся под взлет перевала ЛГУ (40 мин). Перевальный взлет - снежно-ледовый склон 30-35°, протяженностью 300 метров, последние 30 метров - разрушенные скалы (фото 25). Подъем в кошках занял

ФОТО 25

50 минут. Седловина перевала скальная. Сняли записку группы из Ленинграда. Спуск - 10 метров простых разрушенных екал -выводит на ровный ледник Бокос . Проходим едва заметный перегиб перевала Бокос и через 1 час после спуска с перевала ЛГУ подходим к ледопаду у северо-западного отрога вершины ВЦСПС . Связываемся и, лавируя между ледовых разрывов. за 30 мин пересекаем ледопад и выходим на восточную ветвь Караугомекого плато. С юга тянет облачность, видимости почти нет, лишь в северной части плато что-то просматривается (фото 28). Южные перевалы и вершины появляются лишь временами и лишь фрагментами. Обнаружили на снегу

ФОТО 28

цепочку следов и решили следовать по ней. Как быстро выяснилось, группа шла на п. Караугом-Шови Центральный, причем строго следуя описанию [1]:вначале шли на восток, а затем круто повернули на юг. По этим следам за 1 час 20 мин от ледопада мы вышли к седловине п. Ц. Караугом-Шови. В таком молоке искать нужную нам седловину Восточного Караугом-Шови смысла нет.

9.08.88. Утром погода ничуть не улучшилась (фото 29). Цей-Караугом хоть красив и заманчив,

ФОТО 29

но слишком сложен, чтобы идти на него при видимости менее 100 метров. У нас пока есть время, чтобы подождать.

10.08.88. Видимости нет, желания ждать погоды тоже нет. Решаем идти запасным вариантом - спускаться с плато перевалом Караугом-Шови Центральный, благо мы на нем и сидим.

Перевал КАРАУГОМ-ШОВИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (2Б. 3880) ведет с Караугомского плато на ледник Бубис. Перевальный взлет отсутствует, фактически с плато начинается спуск. Тур находится на скалах к западу от седловины. Сняли записку все тех же ленинградцев. Спуск начинаем по скалам. Скалы сильно разрушены, из-под ног и рук постоянно летят камни, поэтому идем плотной группой. Ни о какой перильной страховке не может быть и речи: скалы до того ненадежны, что мы не представляем, на чем можно закрепить веревку, к тому же ясно, что камни быстро превратят ее в мочало. Минут через 40 таких мучений решаем выйти на лед, и тут выясняется (в который раз!), что описание нас обмануло, и с самого начала надо было идти по узкому снежно-ледовому кулуару, зажатому между ледовыми сбросами с востока

ФОТО 31

и "нашими" скалами - с запада (фото 31). С седловины этот спуск не просматривается, что и заставило нас довериться описанию и выйти на скалы. На льду навесили 2 веревки вертикальных перил. Если спускаться по этому пути прямо с седловины, то понадобятся, видимо, еще 2-3 веревки перил. Крутизна склона до 50°. Через 1 час 15 мин после начала спуска выходим на пологую часть ледника Бубис. Ледник закрытый, в трещинах. Связываемся. Ледник полого (10-15°) опускается на юг. Затем крутизна его резко возрастает: начинается труднопроходимый ледопад центральной ветви ледника Бубис. Здесь нужно в удобном месте перевалить через скальный отрог, разделяющий центральную и западную ветви ледника. Подъем и спуск проходят по снегу и разрушенным скалам. При неудачном выборе пути на спуске может понадобиться перильная страховка. Через 50 мин после выхода на пологую часть центральной ветви ледника попадаем на западную ветвь, точно в ледопад. По ледопаду за 1 час 50 мин пересекаем западную ветвь (связки) и выходим на правобережную морену ледника Бубис (фото 32, 33).

ФОТО 32

Далее правым берегом р.Бубис за полтора часа спускаемся к её слиянию с

ФОТО 33

р.Тбилиза. Отсюда идет вполне приличная дорога. Однако, пользоваться ею не следует: встреченные нами харьковчане объяснили, что эта классическая "тропа дураков" метров через 800 обрывается без следа. Идти надо выше скотогонными тропами по границе леса и лугов. 11.08.88. От слияния рек Бубис и Тбилиза по коровьим тропам за 1 час 10 мин вышли к ферме. От неё до Шови, как нам сказал пастух, 4 км. Вполне приличная вначале тропа вывела нас в лесной завал, поэтому мы потратили полтора часа на эти 4 километра. Впрочем, есть надежда, что плановые группы с турбазы "Шови" пробьют новую тропу в обход завала. Шови - весьма цивилизованное место: пансионат, турбаза, магазин, почта, КСО, душ, медпункт и прочие блага цивилизации, а также автобусное сообщение с остальным миром.

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ

Из Орджоникидзе до Дзинаги (с заездом в Стур-Дигору) ходят в день два автобуса. Однако, один из них уходит до прибытия московского поезда, а на второй (отправление около 16 часов) сложно взять билеты. В таком случае можно доехать попутной машиной или автобусом до Чиколы (примерно 2,5 часа, стоимость проезда 1 руб 40 коп + 70 коп - за багаж), а из Чиколы до Дзинаги в 14 час 30 мин уходит автобус (около полутора часов, 65 коп + багаж). В Чиколе в ожидании автобуса можно совершить экскурсию в столовую и книжный магазин. Кроме того, при республиканской КСС существует кооператив, который может доставить группу в любую точку республики, где есть ещё дороги. Преимущества: транспорт будет подан в любое указанное время и место, выше скорость, по дороге на АЭС можно набрать бензин; недостаток: кооперативные цены (до поляны Таймази -около 8 руб), но при необходимости выдают квитанцию. Из Шови, от пансионата, рано утром отправляются автобусы до Кутаиси (более 3 часов) и Тбилиси (около 7 часов).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группе не удалось пройти полностью задуманный маршрут, тем не менее, и пройденный вариант оказался достаточно интересным и насыщенным. За 15 ходовых дней группа прошла 13 перевалов, в том числе по категориям сложности: н/к - 1 1Б - 4 (из них 3 - дважды) 1A - 1 2А - 5 (из них 1 - радиально и 3 - в связке) 2Б - 2. Сделано также восхождение на вершину Цихварга (4146 м). Наиболее важным результатом похода явилось то, что был найден путь подъема на перевал Олимпийский с юга, а точнее - вариант спуска с Олимпийского на юг, причем, вариант достаточно простой. Найденный нами путь позволяет, во-первых, в случае возникновения нештатной ситуации уйти с гребня по более простому и безопасному, чем спуск на л.Фастаг, пути. Во-вторых, появляется возможность относительно простого выхода с ледника Бартуй (или Киртыш) в южный цирк перевала Гурдзивцек. Как известно, доселе наиболее сложным участком на этом пути был перевал НПИ (2Б), точнее, его скальный пояс на восточном склоне. Теперь же появилась возможность этот скальный пояс обойти, что позволит включить названный участок в маршруты 3 к. сл. (Замечание: В августе 1989 года мы снова побывали в атом районе и осмотрели этот маршрут. Выяснилось, что в малоснежное лето (в частности, в 1989 году), сложность этого маршрута может возрасти, поэтому вернее было бы оценить его 2А* к.сл.). Караугомское плато - также одно из красивейших мест района. А наличие множества вариантов выхода на него (категорий сложности от 2А и выше) позволяет прокладывать через плато самые разнообразные нитки маршрутов. Таким образом, пройденный нами маршрут может быть взят за основу для планирования красивых и логичных маршрутов 3...5 категорий сложности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 .Г.В. Жданов, В.Д.Иванов. "Туристские маршруты по Северной Осетии" (Из серии "По родным просторам")

2. В.В.Агибалова, Г.В.Жданов, В.Д.Иванов "С рюкзаком по Сугану" (Издательство "Ир", Орджоникидзе)

3. В.В.Агибалова, Г.В.Жданов, В.Д.Иванов. "По Дигорскому ущелью" (Издательство "Ир", Орджоникидзе)

4. Отчеты в библиотеке МГКТ №№ 2518, 3601, 3852, 4038, 4812, 4855. 5168



Hosted by uCoz