О Т Ч Е Т
О ГОРНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ,
совершенном группой туристов Московского авиационного института с
25 июля по 11 августа 1988 года на Центральном Кавказе
Маршрутная книжка 25/3-404
Руководитель группы Мордасов Б.В
.
АННОТАЦИЯ
Отчет знакомит с горным, походом четвертой категории сложности, проведенным по Центральному Кавказу группой туристов Московского авиационного института в июле-августе 1988 года.
В отчете приведены справочные данные о путешествии, календарный и высотный графики движения, техническое описание, рекомендации и выводы по походу. В счете также имеется схема района с нанесенной ниткой маршрута и альбом фотографий.
Маршрут проходил в районе Суганского и Главного Кавказского хребтов и прилегающих к ним ледников: Белаг, Айхва, Галдор, Мосота, Цухбун, Зопхито, Зап.Чиорский, Цихварга, Бурджула, Караугомекое плато, Бубис.
Отчет может быть использован для планирования новых походов в данном районе.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Нитка маршрута: г.Орджоникидзе
- пос.Ахсау - п.Центр. Белаг (1Б, 3600) - п.Вост.Галдор (2А,3700) - р.Харес - пер . Цухбун (2Б, 3500) - п.МИЭТ (1A, 3200) - р.Киртыш - пос.Гона - р.Бурджула - п.Гурдзивцек (1Б, 3345, рад) - п.Южн.Чиорский--Ноцарули (Флеровой) (1Б, 3800) - выход на седловину п.Олимпийский с юга (2А, п/п) + в.Цихварга (4146) - ледн.Бурджула - п.Нацанцари+ЛГУ+Бокос (2А, 4000) - Караугомское плато -п.Караутом-Шови Центр. (2Б, 3880) - пос.ШовиПротяженность маршрута - 160 км
Продолжительность маршрута - 18 дней
из них: ходовых - 15 дней
дневок - 3
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА | ||||
День пути |
Дата |
Участок пути |
Время прохожд.уч-ка (час,мин) |
Протяжен -ноеть(км) |
1 |
25.08.88 |
Пос.Ахсау - правый берег р.Белягидон |
30 мин |
2 |
2 |
26.08.88 |
Р.Белягидон - "Семь братьев" |
8 ч 10 мин |
19 |
3 |
27.08.88 |
п.Ц.Белаг - ледник Галдор |
4 ч 40 мин |
5 |
4 |
28.08.88 |
л.Галдор - п.Вост.Галдор - р.Харес |
6 ч |
9 |
5 |
29.08.88 |
р.Харее - ледн.Мосота - ледн.Цухбун |
5 ч 40 мин |
14 |
6 |
30.08.88 |
п.Цухбун |
9 ч |
7 |
7 |
31.07.88 |
Ледн.Зопхито - п.МИЭТ - р.Киртыш |
3 ч 3О мин |
15 |
8 |
1.08.88 |
Подъем под ледник Киртыш |
2 ч 20 мин |
9 |
9 |
2.08.88 |
Дневка |
- |
- |
10 |
3.08.88 |
Дневка |
- |
- |
11 |
4.08.88 |
р.Киртыш - пос.Гона -р.Бурджула |
8 ч 20 мин |
26 |
12 |
5.08.88 - |
п.Гурдзивцек ледн.Фастаг - п.Гурдзивцек- южн.цирк п.Гурдзивцек |
6 ч |
11+(4) |
13 |
6.08.88 |
п.Ноцарули п.Южн.Чиорский - п.Ноцарули - п.Олимпийский -верш. Цихварга - |
7 ч |
8+(2) |
14 |
7.08.88 |
п.Ноцарули - ледн.Бокос - седловина п.Нацанцари |
4ч 30 мин |
6+(6) |
15 |
8.08.88 |
п.ЛГУ - п.Бокос - Ка-раугомское плато - седловина п.Центр.Караугом-Шови |
4 ч 10 мин |
13 |
16 |
9.08.88 |
Дневка |
- |
- |
17 |
10.08.88 |
Спуск по ледн.Бубис |
5 ч 30 мин |
8 |
18 |
11.08.88 |
р.Бубис - пос.Шови |
2 ч 40 мин |
8 |
МАРШРУТ ПОХОДА
Район Дигории хорошо освоен туристами МАИ, однако никто из участников настоящего похода не был на Караугом-ском плато и в районе Цея, а район южнее вершины Цихварга вообще мало посещается туристами. Поэтому для похода был выбран следующий основной вариант маршрута: пос.Ахсау - п.Ц.Белаг (1Б)> п. Вост.Галдор (2А) - п. Цухбун (2Б) -п. МИЭТ (IA) - лед.Киртыш - п. НПИ + траверс южных склонов верш, Цихварга со спуском на п.Ноцарули (2А, п/п) - п.южн. Чиорский (1Б) - ледн.Бурджула - Нацанцари + ЛГУ + Бокос (2А) - Караугомское плато - п.Караугом-Цей (2Б) - п.Хицан (1Б) -п.Ронкетти (2Б) - п.Верхн.Мамисонский (1Б) - пос.Шови. В качестве запасного предусматривался вариант сквозного прохождения перевала НПИ (2Б) (в случае невозможности траверса Цихварги из-за повышенной лавинной опасности), а также спуск с Караугомского плато через перевал Цент.Караугом-Шови (в случае значительного отставания от графика). Кроме того, были предусмотрены различные аварийные варианты” Таким образом, маршрут охватывал значительную часть Дигории, а также Грузии. Кроме того, к достоинствам заявленной нитки маршрута необходимо отнести то, что основная (в техническом плане) её часть должна была быть пройдена без значительных потерь высоты. Однако, два дня отсидки в непогоду внесли коррективы. Группа была вынуждена отступить из-под ледника Киртыш и пройти отроги Цихварги значительно южнее. Но группа решила всё-таки сделать первопрохождение с риском отказаться от перевалов Караугом-Цей и Ронкетти. Так и получилось. Положение усугубила непогода на Караугомском плато, и группа спустилась с плато запасным вариантом - перевалом Центр.Караугом-Шови. Таким образом, был пройден следующий маршрут: пос.Ахсау - п. Ц.Белаг (1А) - п. Вост.Голдор (2А) - п. Цухбун (2В) - п.МИЭТ (IA) - пос.Гона - р.Бурджула - п.Гурддивцек (в обе стороны) - п.Южн.Чиорский + Ноцарули (1Б) - выход на седловину п.Олимпийский с юга (п/п) + верш,Цихварга (2А) - лед. Бурджула - п.Нацанцари + ЛГУ + Бокос (2А) - Караугомское плато - п.Караугом-Шови Центр. - пос.Шови.
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
(Замечания: 1.Понятия "левый", "правый" даны в орографическом смысле, кроме особо указанных случаев. 2.Время указано ходовое, т.е. без учета привалов)
25.07.88. Автобус доставил нас к поселку Ахсау, стоящему у впадения р.Белягидон в р.Урух. Поднимаемся по долине р.Белягидон и через 30 мин. встаем лагерем на правом берегу реки.
26.07.88. Продолжаем движение по долине Белягидона. Дорога по мостам переходит то на один, то на другой берег. Долина очень живописная, поросшая лесом (фото 1) После верхнего
ФОТО 1 |
ФОТО 2 |
27.07.88. Перевал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЕЛАГ (1Б.3600) Движемся по пологому, без трещин леднику Южный Белаг, огибая не то моренные валы, не то осыпные отроги (фото 3).
ФОТО 3 |
ФОТО 5 |
представляет больших проблем. Однако ввиду приличной крутизны склона (в верней части до 40°) повесили 2 веревки и спустились спортивным способом (последний - с нижней страховкой) Необходимо учесть, что примерно после 10 часов западный склон перевала становится камнеопасным. Впрочем, места падения камней легко прослеживаются по отметинам на снегу, что позволяет двигаться весе время в "мертвой зоне". Спуск на ледник Айхва занял 1 час 10 мин (с учетом навешивания перил) , перепад высот порядка 300м. В нижней части кулуара - бергшрунд со множеством мостов (фото 5). Ледник Айхва в этом месте
спокойный, трещины появляются только в нижней его части (фото 7), это место можно обойти как справа, так и слева. Через 1,5 часа пути после выхода на пологую часть ледника Айхва мы встали на правобережной морене ледника Галдор.
28.07.88. Перевал ВОСТОЧНЫЙ ГАЛДОР (2А. 3700). Перевал расположен между пиком Боткина и пиком
ФОТО 6 |
ФОТО 7 |
ФОТО 8 |
ФОТО 9 |
29.07.88. На сегодняшний день запланирована днёвка, однако, продукты из заброски мы разобрали еще вчера и сегодня, ни у кого нет желания понапрасну тратить время. Решаем сократить дневку наполовину. Движемся по тропам левого берега р.Харес Река течет спокойно, и переправа вброд здесь, на траверзе поляны Нахашбита, видимо, не представляет труда. Но мы надеемся найти "каменный мост", описанный в [1] и множестве отчетов. Орс-дон переходим по мосту у летовок пастухов. Через 2,5 часа хода oт слияния Галдоридона с Харесом подходим к месту впадения в Харес (точнее, в р.Мосота) ручья, текущего с ледника Цухбун. Здесь и должен быть "каменный мост. Однако моста нет - ни каменного” ни иного (видимо, смыло), а переправа вброд совершенно нереальна, т.к. река. здесь течет в небольшом, но каньоне. В конце-концов принимаем решение перейти на правый берег по леднику Мосота. Ледник производит впечатление: внизу огромный грот, а сверху мощнейший моренный чехол. на котором местами растет трава и даже кое-где карликовые березы. Весь обход занял 2,5 часа.
Перевал ЦУХБУН (2Б, 3500). Перевал расположен в обширном понижении ГКХ между вершинами Лабода и Гезе-тау. Кроме перевала Цухбун здесь ходят также перевалы Мосота (наиболее часто) и Игнатенко. Все перевали ведут из долины Хареса в долину р.Зопхитури. Перевал Цухбун - самый восточный, расположен у самой Лабоды. К леднику Цухбун поднимаемся травянисто-осыпным склоном левого берега ручья. Через 40 мии от р.Мосота”, поднявшись к леднику, переходим на правый берег ручья и в весьма приличном месте выравниваем площадки и ставим палатки.
30.07.88. Идем в кошках левым бортом ледянка Слева по ходу остаются две или три (не разглядели) зоны открытых трещин. Справа - нунатак, с которого возможны ледовые обвалы. Через 2 часа после выхода на лед подходим к зоне трещин между Дабодой и нунатаком (со склонов Лабоды -камни!)(фото 11). Крутизна
ФОТО 11 |
ФОТО 12 |
ФОТО 13 |
ФОТО 14 |
31.07.88. Спускаемся сначала по разрушенным скалах, затем по льду кулуара, левый борт которого образован западной оконечностью пояса "бараньих лбов", а правый - северным бортом ледопада Зопхито. Спуск не столько сложен, сколько неприятен постоянным поиском оптимального пути. Перед выходом на ледник Зопхито желательно навесить перила, т.к. необходимо перепрыгнуть через полутораметровый рантклюфт. Весь спуск по кулуару до пологой части ледника занял 40 мин. По леднику движемся в направлении правобережной морены, затем по конечной морене переходим на левый берег р. Зопхитури м подходим под начало подъема на перевал МИЭТ. Путь сюда из-под ледопада занял 1 час 40 мин.
Перевал МИЭТ (1A. 3200) Расположен в южном отроге вершины Цители, ведет из долины р.Зопхитури в долину р.Домба. Тропы на перевал нам отыскать не удалось, и поэтому подъем оказался совершенно безобразным из-за высокой травы, густых рододендронов и жаркого солнца. Лишь через 2,5 часа подъема склон стал несколько положе” рододендроны исчезли” а траву не надо было разводить руками. Еще минут 20 идем по некрутой осыпи, затем попадаем на пологий (15-20°) снежник, который за 1 час выводит нас на седловину перевала. Сняли записку туристов из Риги. Спуск сначала по осыпи (50м), затем по снегу. Долина ручья на большом протяжении забита снегом, спуск глиссированием доставляет истинное удовольствие и жалеть приходится об отсутствии лыж. Однако, увлекаться не следует: примерно через 50 мин такого (быстрого) спуска, на траверзе ледопада ледника Цители, крутизна долины начинает повышаться, ручей входит в каньон. Здесь надо выйти на правый берег. Хорошо видная в траве тропа петляет среди "бараньих лбов", спускаясь see ниже , пока не приводит к узкой (до 40 см) щели между двумя скальными выходами. Здесь движение с рюкзаками совершенно невозможно. Поэтому рюкзаки здесь транспортируются на веревке, а группа на протяжении 2,5 метров демонстрирует умение лазать в распоре. После щели тропа правым берегом ведет к слиянию рек Домба и Киртыш, где на левый берег р.Чашури к фермам перекинут мост. От щели до ферм - 1,5 часа.
1.08.88. С утра обсыхаем после вчерашнего ливня. Затем около двух часов ищем возможность переправиться на правый берег р.Киртыш. В конце концов по "мосту" из сваленных рекой деревьев с перильной страховкой, замочив ноги выше колен, переходим на правый берег. (Позже выясняется, что надо было перейти по мосту на правый берег Чашури, а затем - через Домбу вброд). Здесь наверх идет вполне
ФОТО 15 |
2.08.88. С утра сюрприз - дождь и непроглядная облачность на леднике. Обсуждаем варианты.
3.08.88. Дождь и непроглядная облачность. Обсуждаем варианты. С Геби-вцек спустилась группа эстонцев, говорят, что от поляны Таймази шли три дня по три часа в день. В такой ситуации мы не можем идти наверх: невозможен ни траверс гребня ГКХ, ни прохождение запасным вариантом - сквозное прохождение перовая а НПИ, т.к. группа имеет указание МКК проходить перевалы 2Б к.сл. при видимости не менее 500 метров.
4.08.88. Погода без изменений. Мы вынуждены идти вниз, т.к. может не хватить продуктов до заброски. Известным путем за 1 час 20 мин спускаемся к слиянию рек. Переправляемся вброд на правый берег Домбы, затем по мосту на левый берег Чашури и движемся вниз. Примерно в часе ходьбы от моста - поселок Гот. Магазина нет, почты нет, электричества нет. Зато есть тракторная дорога на перевал, ведущий к известной ферме и минеральному источнику в долине р.Бурджула. Подъем на перевал занимает около 5 часов, спуск к ферме - чуть больше часа.
5.08.88. Правым берегом р.Бурджула движемся вверх, крутизна склона постепенно увеличивается. Тропа идет по траве, камням и скалам и а конце концов через 3,5 часа от фермы приводит к площадкам в южном цирке перевала Гурдзи-вцек. Тут выясняется, что группа, делавшая нам заброску, не совеем верно поняла свою задачу и оставила заброску на северной стороне ГКХ, т.е. нам предстоит прохождение перевала Гурдзи-вцек, причем дважды.
Перевал ГУРДЗИ-ВЦЕК (1Б, 3345). Наиболее простой и поэтому самый посещаемый перевал в этом районе, соединяющий Грузию и Россию. Перевал описан многократно, поэтому здесь отметим лишь то, что в августе 1988 года перевал не представлял никакой технической сложности. Подъем от площадок до седловины занял около 50 мин, спуск до морены ледника Фастаг - 20 мин. Обратный путь занял чуть больше времени. Вечером принимаем решение все-таки посмотреть южные отроги Цихварги и варианты выхода на гребень ГКХ с юга.
6.08.88. Перевалы ЮЖНЫЙ ЧИОРСКИЙ+НОЦАРУЛИ (1Б. 3800). От площадок в южном цирке перевала Гурдзи-вцек движемся в западном направлении. Подъем по снегу и осыпи простой, крутизна не более 20°, следует лишь опасаться возможного падения камней из цирка перевала Гурдзи Западный. Через 1 час 20 мин выходим к мульде под взлетом перевала Ю.Чиорский. Слева (с юга) на скальном гребне выложены площадки. Наш же путь лежит севернее, в направлении перевала Сев.Чиорский, в обход скального пояса восточного склона п.Ю.Чиорский. От мульды до седловины - 50 мин. С седловины на восток открывается
ФОТО 17 |
Выход на седловину перевала ОЛИМПИЙСКИЙ с юга (2А, п/п)+вершина ЦИХВАРГА (4146). Для того, чтобы лучше осмотреться, необходимо подняться чуть повыше, на верхнюю ступень плато, расположенную ближе к гребню ГКХ. Отсюда хорошо виден перевал НПИ, восточная вершина Цихварги и два возможных выхода на гребень ГКХ: "наш" - восточный вариант подъема по кулуару и другой - западный вариант - по
ФОТО 18 |
ФОТО 19 |
ФОТО 20 |
ФОТО 20А |
ФОТО 21 |
ФОТО 22 |
ФОТО 23 |
7.08.88. От седловины перевала Ноцарули за 2 часа знакомым путем доходим до площадок под перевалом Гурдзи-вцек. Забираем оставленные здесь продукты и движемся в направлении ледника Бурджула.
Перевалы НАЦАНЦАРИ-ЛГУ-БОКОС (2А. 4000). Связка этих перевалов представляет собой наиболее простой выход на Караугомское плато из долины р.Бурджула. Через 30 мин движения по травянисто-осыпным склонам и морене попадаем на лед. За 15 минут пересекаем ровный открытый ледник до самой западной срединной морены (есть площадки для палаток). Отсюда, начинается протяженный пологий подъем к понижению в гребне, разделяющим ледники Бурджула и Вост.Бурджула (фото 17).От срединной морены до этого гребня идти 45 мин. Здесь зона трещин - открытых и закрытых (связки). После спуска на ледник Вост.Бурджула надо быть внимательным (особенно при плохой видимости) и не уклоняться сильно вправо (к югу), чтобы не выйти на ледопад. Выше ледопада движение по леднику не представляет проблем: нет ни трещин, ни большого набора высоты. Перед нами четыре седловины перевалов Нацанцари. Все четыре седловины равноценны, мы выбираем самую низкую - южную. На нее выходим через 1 час после спуска на ледник Вост.Бурджула. Перевального взлета нет. Седловина -скальный
ФОТО 24 |
8.08.88. Спуск с перевала Нацанцари - по осыпи, лежащей на разрушенных скалах (25°, 100-120 м, камнеопасно!). Выходим на ледник Нацанцари выше ледопада (20 мин от седловины). Отсюда по пологому, без трещин леднику движемся под взлет перевала ЛГУ (40 мин). Перевальный взлет - снежно-ледовый склон 30-35°, протяженностью 300 метров, последние 30 метров - разрушенные скалы (фото 25). Подъем в кошках занял
ФОТО 25 |
ФОТО 28 |
9.08.88. Утром погода ничуть не улучшилась (фото 29). Цей-Караугом хоть красив и заманчив,
ФОТО 29 |
10.08.88. Видимости нет, желания ждать погоды тоже нет. Решаем идти запасным вариантом - спускаться с плато перевалом Караугом-Шови Центральный, благо мы на нем и сидим.
Перевал КАРАУГОМ-ШОВИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (2Б. 3880) ведет с Караугомского плато на ледник Бубис. Перевальный взлет отсутствует, фактически с плато начинается спуск. Тур находится на скалах к западу от седловины. Сняли записку все тех же ленинградцев. Спуск начинаем по скалам. Скалы сильно разрушены, из-под ног и рук постоянно летят камни, поэтому идем плотной группой. Ни о какой перильной страховке не может быть и речи: скалы до того ненадежны, что мы не представляем, на чем можно закрепить веревку, к тому же ясно, что камни быстро превратят ее в мочало. Минут через 40 таких мучений решаем выйти на лед, и тут выясняется (в который раз!), что описание нас обмануло, и с самого начала надо было идти по узкому снежно-ледовому кулуару, зажатому между ледовыми сбросами с востока
ФОТО 31 |
ФОТО 32 |
ФОТО 33 |
ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ
Из Орджоникидзе до Дзинаги (с заездом в Стур-Дигору) ходят в день два автобуса. Однако, один из них уходит до прибытия московского поезда, а на второй (отправление около 16 часов) сложно взять билеты. В таком случае можно доехать попутной машиной или автобусом до Чиколы (примерно 2,5 часа, стоимость проезда 1 руб 40 коп + 70 коп - за багаж), а из Чиколы до Дзинаги в 14 час 30 мин уходит автобус (около полутора часов, 65 коп + багаж). В Чиколе в ожидании автобуса можно совершить экскурсию в столовую и книжный магазин. Кроме того, при республиканской КСС существует кооператив, который может доставить группу в любую точку республики, где есть ещё дороги. Преимущества: транспорт будет подан в любое указанное время и место, выше скорость, по дороге на АЭС можно набрать бензин; недостаток: кооперативные цены (до поляны Таймази -около 8 руб), но при необходимости выдают квитанцию. Из Шови, от пансионата, рано утром отправляются автобусы до Кутаиси (более 3 часов) и Тбилиси (около 7 часов).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Группе не удалось пройти полностью задуманный маршрут, тем не менее, и пройденный вариант оказался достаточно интересным и насыщенным. За 15 ходовых дней группа прошла 13 перевалов, в том числе по категориям сложности: н/к - 1 1Б - 4 (из них 3 - дважды) 1A - 1 2А - 5 (из них 1 - радиально и 3 - в связке) 2Б - 2. Сделано также восхождение на вершину Цихварга (4146 м). Наиболее важным результатом похода явилось то, что был найден путь подъема на перевал Олимпийский с юга, а точнее - вариант спуска с Олимпийского на юг, причем, вариант достаточно простой. Найденный нами путь позволяет, во-первых, в случае возникновения нештатной ситуации уйти с гребня по более простому и безопасному, чем спуск на л.Фастаг, пути. Во-вторых, появляется возможность относительно простого выхода с ледника Бартуй (или Киртыш) в южный цирк перевала Гурдзивцек. Как известно, доселе наиболее сложным участком на этом пути был перевал НПИ (2Б), точнее, его скальный пояс на восточном склоне. Теперь же появилась возможность этот скальный пояс обойти, что позволит включить названный участок в маршруты 3 к. сл. (Замечание: В августе 1989 года мы снова побывали в атом районе и осмотрели этот маршрут. Выяснилось, что в малоснежное лето (в частности, в 1989 году), сложность этого маршрута может возрасти, поэтому вернее было бы оценить его 2А* к.сл.). Караугомское плато - также одно из красивейших мест района. А наличие множества вариантов выхода на него (категорий сложности от 2А и выше) позволяет прокладывать через плато самые разнообразные нитки маршрутов. Таким образом, пройденный нами маршрут может быть взят за основу для планирования красивых и логичных маршрутов 3...5 категорий сложности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Г.В. Жданов, В.Д.Иванов. "Туристские маршруты по Северной Осетии" (Из серии "По родным просторам")
2. В.В.Агибалова, Г.В.Жданов, В.Д.Иванов "С рюкзаком по Сугану" (Издательство "Ир", Орджоникидзе)
3. В.В.Агибалова, Г.В.Жданов, В.Д.Иванов. "По Дигорскому ущелью" (Издательство "Ир", Орджоникидзе)
4. Отчеты в библиотеке МГКТ №№ 2518, 3601, 3852, 4038, 4812, 4855. 5168